Html code will be here

Алиса и лицеисты
Совсем недавно в Яндекс.Лицее случился первый выпуск. Школьники из 8-х и 9-х классов два года осваивали Python — довольно простой язык программирования, востребованный как в IT-компаниях, так и в научной среде. Чтобы доказать ребятам (и себе заодно), что они и правда научились чему-то действительно полезному, мы решили привезти в Яндекс лучших из лучших и дать им возможность поработать с Алисой.
Так появилась идея совместного хакатона выпускников Яндекс.Лицея и платформы Яндекс.Диалоги, результатом которого стали десять игр для Алисы:

  1. «Викторина про города»
  2. «Викторина по истории России»
  3. «Поиск синонимов»
  4. «Игра в перевертыши»
  5. «Поездка на север»
  6. «Завалинка» (она же «Ерундопель»)
  7. «Шляпа»
  8. «Морской бой»
  9. «Викторина по истории Армении»
  10. «Толковый словарь»

В хакатоне участвовало 29 детей от 14 до 18 лет. Это самые крутые выпускники Яндекс.Лицея: мы отобрали топ-25 из России и четырех лучших учеников из Армении.

Платформа Яндекс.Диалоги помогает создавать для Алисы особые веб-сервисы, которые называются навыками. Так Алиса уже умеет выбирать подарки, строить маршруты и рассказывать о погоде, но пользователи могут научить ее большему. Важно, что навыки можно писать на любом языке и это такая задача, которая очень наглядно показывает, что умеют участники.

Хакатон — это не просто практический экзамен, это игра. В учебном курсе у ребят было задание сделать бота для Телеграма, а задание для Алисы на уровень выше Телеграм-бота.

Мы попросили разработчиков Яндекса стать менторами для нашего мероприятия. Эльдар Заитов, Сергей Хорошеньких, Михаил Бурмистров и Дмитрий Конышев запрограммировали тестовый навык на Python 3 и доказали, что это возможно сделать за отведенное время.
В начале четырехчасового хакатона ребятам рассказали про Алису и про написание навыков. Затем лицеисты запрограммировали тестовый навык, чтобы понять, как работает система, и перешли к основной части — воплощению идей. Большинство школьников справились: прошло четыре часа, и семь из девяти навыков заработали.

Интересно, что некоторые использовали комбинированный интерфейс для взаимодействия с навыком. Те, кто не был уверен в том, что напишет нормальный обработчик для входящего голосового потока, просто рисовали кнопки в Алисе. Например, в исторической викторине ребята не были уверены, распознает ли Алиса цифры на слух — для нее это довольно сложно, — и сделали кнопки с вариантами ответа. Главной задачей было разобраться с Алисой и придумать, как и где взять информацию, которой она должна оперировать. Так для исторической викторины школьники использовали Википедию.

У всех навыков было два уровня. Первый — то, что смогут сделать все, а второй поинтереснее и посложнее. Например, на первом уровне Алиса говорит название города, ты говоришь название страны, а на втором она может давать подсказки, если пользователь ошибается. По итогам хакатона у нас заработали три навыка на продвинутом уровне.

Нам хотелось показать ребятам, что уровень знаний, который они получили, достаточен, чтобы применить их к чему-то, с чем они раньше не сталкивались. Поэтому было важно, чтобы прототип заработал и ребята увидели, что способны создавать нечто полезное и реально действующее.